пятница, 23 января 2015 г.

Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина

Фото: авторов и из сети Интернет



В рамках культурной программы ознакомления с городом Рязань и в связи с моим увлечением живописью, предложила  Mulenti сходить в здание местного собрания картин, известное как Рязанский Государственный Областной Музей имени И.П. Пожалостина. Mulenti особо не сопротивлялась, тем более, что музей не так далеко располагался от гостиницы, а именно на улице с культовым благодаря одноименной песни группы Тараканы! названием - Свободы, дом 57.


Между делом стоит сказать, что музей является счастливым обладателем замечательного по своей информативности сайта, из которого можно много чего интересного подчерпнуть. Здесь можно ознакомиться с краткой исторической и культурологической сводкой, посвящённой тем периодам, которые представляют выставленные в музее работы, а так же в хорошем качестве посмотреть и на сами работы. К сожалению, непосредственно на данном сайте представлены не все репродукции картин и фотографии скульптур, которые выставляются в музее, поэтому пришлось прибегнуть к помощи сторонних самиздатовских ресурсов.
Сюда относится блог tushinetc'a [в миру - Михаил Брацило], который добросовестно запечатлел на свой фотоаппарат значительную часть экспозиции Рязанского Художественного музея в весьма неплохом качестве и, снабдив каждую фотографию-картину соответствующей подписью, создал достаточно информативный пост. К сожалению, зал заподноевропейского искусства совсем обойдён им стороной.
Чуть менее информативный, но очаровательно экспрессивный и акцентирующийся на некоторых любопытных нюансах пост  [в особенности, как следует из названия поста, это касается одной великолепной работы Фюлопа Ласло] получился у pamsic [в миру почти так же - Наталья Памсик].
Без особых комментариев упомяну и заметку в фотоблоге Александра Черваня, в которой можно увидеть несколько любопытных фотографий.
Меня особенно впечатлила страничка, посвящённая музею, на портале Моя Рязань. Там приведён текст брошюрки, рассказывающей про Рязанский музей, а дальше сплошняком и весьма исчерпывающем перечнем приведены изображения выставленных там работ. Так что при желании с коллекцией Рязанского художественного музея можно ознакомится заочно, и во время похода в непосредственно музей уже взирать на картины с определённым предзнанием о них, что, как правило, усиливает впечатление от их непосредственного лицезрения.
Но я, разумеется, обо всех этих весьма полезных ресурсах узнала уже после посещения музея: объём располагаемой мною предварительно информацией был чрезвычайно мал, поэтому лишь в общих чертах представляла, что меня там ждёт.
На кассе узнали, что цены  в музей весьма демократические - 60 рублей за вход + при наличии временных экспозиций есть возможность доплатить десять рублей, чтобы посетить одну из них. Из доступных на тот момент двух выстовок: Евгения Кашина с его чёрно-белыми фотографиями и ростовской финифти с лёгкой руки Mulenti выбрали последнюю. За возможность фотографировать тоже надо доплатить, но опять-таки не очень много.
Основная экспозиция музея [живопись и скульптура XVIII-XX века] расположена на втором этаже. Лестница приводит посетителя в незагромаждённую картинами комнату, которая встречает посетителей двумя портретами в круглых рамах кисти неизвестного художника. 

Слева: Неизвестный художник. Портрет С.М.Голицына
Справа: Неизвестный художник. Портрет пожилой дамы из рода Голицыных
Через открытую дверь в соседней комнате виднеется пейзаж на морскую тематику в неспокойную погоду, в котором ещё издалека угадывается кисть Айвазовского, что соответствует действительности. 

Картина в большой раме: И.К.Айвазовский. Трапезунд с моря. 1875
Однако при ближайшем рассмотрении полотно оказывается не совсем пейзажем - оно носит забавное название "Трапезунд с моря", и является по сути изображением вида турецкого города с воды.  
Из данного зала можно попасть сразу в два соседних [не считая того, откуда пришли]:  в один ведёт проход слева, в другой - справа. 
Решение пойти направо приводит в залы, где представлена портретная живопись русских художников XVIII-XIX веков. С удовольствием посмотрела вживую на картины хорошо знакомых мне Тропинина, Венецианова, Боровиковского, Щедрина. 

В.А.Тропинин. Живописец. 1825 
И открыла для себя ранее неизвестного мне художника Лапченко Григория Игнатьевича. 
Особенно впечатлил портрет Александра Невского кисти некоего Лысова Ф.

Ф. Лысов. Портрет Александра Невского. 1771
В залах налево выставлены картины русских художников в разнообразных жанрах XIX-XX веков. Порадовали картины Малявина, который этим своими двумя портретами ["Старик у очага" и "Мужской портрет"] как бы оправдывает свою фамилию. 

Ф.А.Малявин. Старик у очага. 1915
Ф.А.Малявин. Мужской портрет. 1916



















Особенно приглянулись следующие картины: напоминающая о непростом советском прошлом, но необыкновенно актуальная и сейчас работа кисти  Калиниченко Я. Я. "Перед обыском":

Я.Я.Калиниченко. Перед обыском. 1895-1908
лирическое полотно Якушевского С.Ф. "Домой", которое не может не срезонировать в душе любого, кто хоть раз пускался поездом в неблизкий путь и этим же видом транспорта возвращался обратно.

С.Ф.Якушевский. Домой. 1955
Примечательна картина Канеева М.А. под названием "Ленинград. Площадь Мира".

М.А.Канеев. Ленинград. Площадь Мира. 1959.
Заставила у себя остановится и работа Милеевой Л.Ф. под названием "Рязанские девочки".

Л.Ф.Милеева. Рязанские девочки. 1926
Разумеется, в галерее было выставлено и много картин неизвестных мне живописцев. Фамилии авторов наиболее понравившихся мне полотен и названия их творений я стала старательно переписывать в свой блокнот, но смотрительница в одном из залов сурово сообщила мне, что это запрещено. На мой вопрос, почему [ведь фотографировать-то разрешают в принципе], она ничего путного не ответила, сказав лишь, что если кто из руководства увидет, то ничего хорошего не случится. Пожав плечами, я убрала блокнот - чужие причуды надо уважать. К тому же наиболее интересующую меня информацию мне переписать всё же удалось.
В музее находится и несколько интерсных скульптур. Во-первых, это находящаяся в одном из центральных залах скульптура вождя В.И.Ленина, который, опираясь локтём на трибуну, уверенно смотрит в наше светлое будущее. 


Во-вторых, изображение головы великого советского писателя Максима Горького с очень натуралистично изображёнными усами. 



















В-третьих, бюст крайне несчастного Лермонтова работы Голубкиной А.С. 


И, наконец, в-четвёртых, особенно запомнившаяся мне скульптура К.Э.Циолковского, на которую натыкаешься уже в последнем зале. 


Константин Эдуардович, стоя у окна и сложив руки на груди, устремил свой взгляд в небо, на те бескрайние области пространства, которые человечеству ещё только предстоит освоить и на благо чему он сам трудился всю жизнь.
В качестве бонуса можно было посетить временную экспозицию Ростовской финифти. Финифть представляет собой особый вид декоративного искусства, в основе которого лежит изготовление изображений с помощью эмали на металлической подложке. В нескольких залах был представлены различные подвески, шкатулки и другие изделия с изображением сцен на вольную тематику, религиозные сюжеты

Выставка ростовской финифти в рязанском музее им. Пожалостина

и политические мотивы, куда можно отнести изображения различных деятелей советской эпохи вроде Ленина и Брежнева.

Выставка ростовской финифти в рязанском музее им. Пожалостина

После осмотра зала с финифтью заглянули в зал древнерусского искусства, которое, как известно, в основном представлено иконами

Зал древнерусского искусства

и прочими работами на религиозную тематику типа различных врат алтаря

Зал древнерусского искусства

и скульптур Спасителя.

Зал древнерусского искусства, Иисус

Работы охватывают временной период с XV-XVIII веков. Моё внимание не могла не привлечь находящаяся здесь картина с изображением "Страшного суда".

Зал древнерусского искусства, Страшный суд

В целом, довольно достойная коллекция, дающая весьма хорошее представление о русской иконописи того времени.
Кроме того, в музее находится небольшая коллекция работ заподноевропейских мастеров. Здесь можно увидеть полотна в основном итальянских и голландских мастеров. Некоторые работы, видимо, ввиду их содержания, камера фиксировать отказалась, как, например, эту.


Особенно очаровал портрет баронессы Диргардт кисти Ласло.

Фюлоп Ласло. Портрет баронессы Диргардт. 1899
Мне понравилась картина Премации Л.О.  "Кабинет Михаила Дмитриевича Обрескова" своей предельной детализацией, реалистичностью и отлично исполненному приёму картины в картине.

Л.О.Премации. Кабинет Михаила Дмитриевича Обрескова. 1848
Ранее про этого, весьма интересного художника, не слышала, и последующий сёрфинг в интернете просветил, что данный живописец специализировался на прорисовке интерьеров и достиг в этом деле потрясающих высот. Экспрессно с его работами можно ознакомиться здесь. Сюда же не могу отказать себе в удовольствии вынести его картину под названием "Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянской школы"

Л.О. Премации. Виды залов Нового Эрмитажа.Кабинет итальянской школы. 
В данную экспозицию так же включены произведения скульптуры и предметы интерьера вроде мебели



и изделий из фарфора.



Среди них наше внимание особенно привлекло затейливо украшенное зеркало.


В целом музей более чем понравился - его коллекции не очень обширные, но весьма достойные, интересные и репрезентативные. Строгие смотрительницы только добавляют колорита.

Ссылки по теме:

План Ломоносова в Рязани [город]
Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова
План Ломоносова в Рязани [концерт]

Комментариев нет:

Отправить комментарий